Безопасность детей дошкольного возраста

Безопасность – это один из главных критериев уровня жизни человека, а для маленького и неопытного ребенка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее. Каждому взрослому хочется защитить своего малыша, «спрятать его под хрустальный колпак и не отпускать от себя ни на шаг», но это невозможно. Ребенок растет и учится быть самостоятельным, а значит, родителям и педагогам необходимо объяснить ему правило, прививать культуру безопасного поведения в таком интересном, но опасном, полном неожиданностей, мире.

 

Содержание представлений о безопасном поведении, доступное детям дошкольного возраста.

 

 

Знать свое имя, фамилию, домаш­ний адрес.

 

Иметь представления о предме­тах бытовой техники, инструментах, используемых дома и в детском саду (утюг, чайник, лампа, пылесос, мясо­рубка, терка, овощерезка, стиральная машина, молоток, гвозди, ножницы, нож, иголки), об их назначении и пра­вилах обращения.

Понимать, что порядок в доме и детском саду нужно соблюдать не только для красоты, но и для безопас­ности, поэтому предметы и игрушки надо класть на свои места.

Представлять возможные травми­рующие ситуации, опасные для здоро­вья:

если неосторожно пользо­ваться, брать без разрешения взрос­лых или играть острыми, колющими и режущими предметами (ножницами, ножом, иголкой, гвоздями, кнопками, заточенными карандашами и др.), то можно порезаться или уколоться;

при пользовании утюгом, пылесосом, телевизором, лампой и другими электроприборами нельзя трогать руками провода, вставлять мелкие предметы в розетку, включать их без разрешения взрослых; нельзя играть спичками, зажигалками, пото­му что может случиться пожар;

дома и в детском саду можно упасть на полу (если он мокрый, либо запнуться за разбросанные игрушки и предметы), выпасть из окна, с балко­на, поэтому нельзя выходить на бал­кон без взрослых, нельзя забираться на подоконник и выглядывать в окно, лучше сходить на улицу погулять с раз­решения взрослых. Нельзя залезать на высокую мебель, полку и т.п., чтобы достать что-нибудь, можно попросить об этом родителей/воспитателя.

 

Знать о приемах оказания первой помощи:

 

при порезах и ссадинах, ожо­гах и ушибах нужно подставить рану под струю холодной воды и показать взрослым;

при пожаре — не прятаться, вызвать пожарных по телефону 01, выйти из комнаты или лечь на пол.

Иметь представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на улице и при играх во дворе дома; при катании на велосипеде (самокате, роликовых коньках).

Иметь представления об опасных ситуациях на отдельных участках пе­шеходной части улицы.

 

Знать следующие правила дорож­ного движения:

 

переходить улицу только на зеленый сигнал светофора;

не играть на дороге или около проезжей части;

переходить улицу только по пешеходному переходу;

при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до сере­дины направо;

знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.

 

       Знать правила поведения в транспорте:

не ездить в транспорте без ро­дителей, без сопровождающих взрос­лых;

не стоять у дверей;

разговаривать тихо, чтобы не мешать другим;

не высовываться и не выстав­лять руки в открытые окна;

уступать место пожилым лю­дям, пассажирам с маленькими деть­ми.

 

Знать и соблюдать правила пове­дения во дворе:

 

не ходить никуда без разреше­ния взрослых;

играть только на детской пло­щадке;

не бегать за пределами дет­ской площадки, смотреть под ноги;

не лазить на крыши, деревья, гаражи;

не подходить к открытому люку колодца или вставать на крышку люка;

не играть на стройплощадках и свалках;

не раскачиваться высоко на качелях;

соблюдать осторожность и не уходить никуда с незнакомыми людь­ми;

не брать никакие предметы и угощение от незнакомых людей.

 

Следует знать, что каждое живот­ное обладает своим характером, по­этому даже игры с животными могут привести к травмам, царапинам, уку­сам. Чаще всего животные кусаются, когда они напуганы, рассержены или не вовремя потревожены.

Поэтому нельзя:

подходить к животному (даже хорошо знакомому) сзади и прикасать­ся к нему, если оно не видит ребенка;

подходить к животным, когда у них появились детеныши;

дразнить животных, даже если они добрые;

трогать, гладить, брать на руки и играть с незнакомыми животными (бездомными).

Если какое-нибудь животное уку­сило, об этом обязательно нужно со­общить взрослым.

Знать, к кому можно обратиться за помощью, если потерялся на ули­це.

Знать, что, гуляя в парке, сквере, на детской площадке, можно ходить и бегать только по специально засы­панным мелким песком и камешками дорожкам.

Знать, что бросать мусор можно в специально отведенное место (урну, контейнер), а не рядом, не на газон; если урны не оказалось рядом, унести мусор с собой, положив его в кар­ман, рюкзак, пакет.

Знать, что нельзя брать в рот и жевать первую попавшуюся травинку.

Знать об опасности посещения водоемов в разный период года: нельзя подходить к воде без взрос­лых; купаться можно только вместе со взрослыми, например с мамой, папой или старшим братом или сестрой. Нельзя купаться в неизвестных местах. Дно реки или озера может та­ить немало опасностей: затопленная коряга, за которую можно случайно зацепиться, осколки стекла, острые жестянки, о которые можно порезать моги, холодные ключи и глубокие ямы. Зимой реки и озера покрывает мед. Выходить на него без сопрово­ждения взрослых опасно.

Знать, что «незнакомцы» — это тe люди, которых ребенок не знает, не узнает, даже если они обращаются  к нему по имени; приятная внеш­ность чужого человека может быть обманчива.

Иметь представление о том, как вести себя, если «чужой» приходит в дом, а ребенок дома один:

никогда никому не открывать дверь;

если долго звонят, то подойти к двери, посмотреть в глазок, спро­сить: «Кто там?»; если человек ока­жется незнакомым, то, не открывая дверь, узнать, что ему нужно и по­просить подойти через 15-20 минут, сказать, например, что папа в ванной;

если незнакомец не уходит, угрожает — звонить по телефону 01, если нет телефона — кричать, звать на помощь.

Знать, как отвечать на телефон­ные звонки, когда взрослых нет дома:

 

спросить «Кто звонит?»;

сказать, что родители заняты (например, мама спит или в ванной);

попросить перезвонить позже.

Понимать опасные ситуации кон­тактов с незнакомыми людьми на улице и знать «закон четырех НЕ»:

никогда НЕ говори с незнако­мыми людьми;

НЕ садись в машину с незна­комцем;

НЕ бери угощения и игрушки от незнакомцев;

НЕ гуляй на улице один, когда темно.

Знать, что в ситуации насиль­ственного поведения со стороны не­знакомого человека (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в автомо­биль) необходимо: кричать, бежать, рассказывать о случившемся взрос­лым.

Практические умения безопас­ного поведения.

 

Уметь пользоваться с осторожно­стью:

самостоятельно: вилкой, ножни­цами, ножом;

 

 


с разрешения взрослых: иголкой, теркой, молотком, гвоздями;

совместно со взрослыми: мясорубкой, утюгом и другими инстру­ментами и бытовыми приборами (по усмотрению родителей).

Уметь в случае любой беды рас сказать и показать рану взрослым; пользоваться телефоном для вызова пожарных (01), если родителей нет дома.

Уметь оказать себе при необходимости  первую помощь при порезах и ссадинах, ожогах, ушибах, а также уметь обратиться за помощью.

Уметь совместно со взрослыми переходить проезжую часть дороги, соблюдая правила дорожного движения.

При играх во дворе соблюдать не обходимые меры предосторожности.

Кататься на велосипеде (самокате, роликовых коньках) только по тротуару, соблюдая правила безопасности по отношению к прохожим.

В транспорте соблюдать правила этичного и безопасного поведения.

Соблюдать меры предосторож­ности при опасных ситуациях на пе­шеходной части тротуара, улицы или двора, например, там, где ведутся ре­монтные работы; с крыш домов сбра­сывают снег; там, где могут упасть со­сульки.

Уметь отличать домашнее животное от бездомного.

Если потерялся на улице, уметь обратиться за помощью к полицейскому, женщине с ребенком, продавцу. Знать свой адрес, телефон или ориентиры, которые помогут найти место жительства (где находится и как вы глядит дом, что расположено поблизости).

В случае ушиба уметь обратиться за помощью к взрослому; сразу отправиться домой и подставить под струю холодной воды или приложить холод­ный предмет.

При ранах и ссадинах уметь оказать  следующую помощь:

если рана покрыта грязью, промыть под краном холодной водой в течение нескольких минут;

если нет возможности сразу удалить грязь, прикрыть рану носовым платком и идти домой.

Если укусила собака, обязательно показать родителям, а затем врачу.

Уметь отличать незнакомцев; от­мечать на звонки в дверь и по телефо­ну, когда взрослых нет дома; соблю­дать «закон четырех НЕ»; «кричать, бежать, рассказывать» в ситуациях на­сильственного поведения со стороны незнакомцев; сказать «НЕТ» другим детям, подросткам, которые хотят втя­нуть ребенка в опасную ситуацию.

Уметь пользоваться телефоном для вызова службы помощи:

набрать точно номер;

четко назвать свою фамилию и имя;

рассказать, что случилось;

четко    назвать домашний адрес;

не класть трубку первым.

Результаты освоения ребенком-дошкольником содержания образовательной области «Безопасность».

 

Ребенок имеет представление о том, что такое безопасное поведение, понимает, как вести себя в отдельных потенциально опасных ситуациях в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми (прил.).

В повседневной жизни стремится соблюдать правила безопасного по­мещения. Умеет привлечь внимание взрослого в случае возникновения не­предвиденных и опасных для жизни и здоровья ситуаций.

Правильно пользуется доступны­ми потенциально опасными предме­тами под присмотром взрослого.

В совместной деятельности с детьми в детском саду, в подвижных играх, в спортивном зале и на улице соблюдает правила безопасного по­ведения; учитывает настроение, эмо­циональное и физическое состояние сверстников.

Осуществляет перенос опыта безопасного поведения в игру (объ­ясняет кукле основные источники и виды опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми; обучает ее способам безо­пасного поведения, предупреждает), самостоятельно соблюдает данные правила во взаимодействии со свер­стниками.

Ребенок владеет основами куль­туры безопасности:

знает, как позвать на помощь, обратиться за помощью к взрослому;

может объяснить, какую по­лучил травму, где болит;

знает свой адрес, имена ро­дителей, их контактную информацию;

избегает контактов с незнако­мыми людьми на улице;

различает некоторые съедоб­ные и ядовитые грибы, ягоды, травы;

проявляет осторожность при встрече с незнакомыми животными;

соблюдает правила дорожно­го движения; поведения в транспорте.

Обеспечить эффективность фор­мирования основ культуры безопас­ности в дошкольном возрасте, осво­ения указанного выше содержания, возможно, определив пути овладе­ния ребенком опытом безопасного поведения. При этом нужно учиты­вать, как происходит процесс позна­ния ребенком правил поведения, на­копления соответствующего опыта.

Мыслительная деятельность как процесс познания окружающей среды играет большую роль в формирова­нии поведения ребенка (Т.Л. Телегина, М.Л. Пигарева). В исследованиях П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной и других описаны компоненты, последователь­ное выполнение которых обеспечи­вает интериоризацию, усвоение ум­ственных действий, на основе которых происходит формирование знаний и умений. Исходя из этого, воспитатель­но-образовательная деятельность, направленная на освоение опыта без­опасного поведения ребенка должна осуществляться поэтапно, ступенчато:

сначала важно заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и си­стематизировать их знания о правилах безопасности;

потом необходимо вводить правила в жизнь детей, показать раз­нообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать дошкольников в умении применять эти правила;

затем на основе усвоенных знаний и умений (превращения пра­вил из внешних требований во вну­тренние мотивы) возможно осознан­ное овладение реальными (доступны­ми) практическими действиями.

Совокупный анализ исследований о своеобразии усвоения дошкольни­ком правил поведения позволяет вы­делить основные факторы, оптимизи­рующие данный процесс (Л.И. Божович, И.Н. Бронников, Н.Е. Веракса и др.). К ним относятся:

активная позиция ребенка;

процесс идентификации со взрослым, транслирующим норму ре­бенку;

игровая форма передачи спо­собов поведения;

эмоциональная включенность ребенка в деятельность.

В литературе (Е.А. Алябьева, Р.С. Буре, Н.М. Горопаха, Л.-Ц.А. Мондейкене, СВ. Петерина, С.Н. Силина, 0.Н. Урбанская и др.) также определяется ряд требований к формированию культуры поведения в дошкольном возрасте:

достижение понимания деть ми значимости соблюдения правил поведения для себя и окружающих (посредством художественной литературы и бесед);

формирование представлений о последствиях нарушения правил;

организации наблюдений за   поведением носителей нормы;

включение в активную практическую деятельность (игра, труд, деятельность на занятиях).

Исходя из вышесказанного, наиболее эффективно при организации педагогического процесса по формированию основ культуры безопасно сти в дошкольном возрасте использовать следующее:

дидактические игры;

игровые персонажи (напри мер, Стобед, Шустренок, Петька Неве зухин и т.п.);

чтение специально подобранных произведений художественной литературы с последующими беседа ми по ним, игры-драматизации;

ситуационные задачи, такие как «Вспомни и расскажи (выложи с  помощью моделей), как правильно себя вести, если возникла опасная ситуация», «Что будет дальше, как ты думаешь, если мальчик (девочка) так поступят...», «Найди ошибку (в сказке сюжетной картинке, на этом рисунке и т.д.)», «Что делать? Как поступить если (надо перейти улицу, забыл дорогу домой, остался дома один, а в дверь звонят)?» и пр.;

игровые ситуации («Научим куклу скатываться с горки» и т.п.);

имитационное моделирова­ние на макете и в игровой среде;

сюжетно-ролевые игры «Се­мьи», «Транспорт», «Пешеходы», «Путешественники» и т.п.;

практикование в соблюдении мер предосторожности в реальных жизненных ситуациях (например, «нарежем хлеб к обеду», «пришьем пу­тницу», «собираем грибы и ягоды с родителями летом», «идем по пеше­ходному переходу», «едем в метро» и Г.П.).

Активную роль в обучении детей и отработке на практике навыков без­опасности должны сохранять за собой родители, так как семейная обстанов­ка способствует открытому общению, а значит, выработке у ребенка как осторожности, так и уверенности в себе.

Одним из важных направлений работы дошкольного образователь­ною учреждения по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников является тесное взаи­модействие педагогов с семьями вос­питанников, при этом детский сад слу­жит организующим центром в работе. Интерес к взаимодействию должны проявлять и педагоги, и родители. Для организации взаимодействия необ­ходимо использовать разнообразные формы сотрудничества. Программа взаимодействия воспитателей до­школьного образовательного учреж­дения с родителями может включать групповые собрания, открытые заня­тия, индивидуальные консультации, практические занятия (семинары-практикумы), домашние задания, ис­пользование наглядной агитации (па­пок-передвижек, памяток) и пр. При этом важно, чтобы родители не только получили необходимые знания, но и пересмотрели свое отношение к без­опасному поведению, осознали, что нельзя требовать от ребенка выполне­ния какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда следуют ему. А разные требования, предъяв­ляемые детям в детском саду и дома, могут вызвать у ребенка растерян­ность, обиду или даже агрессию.

Педагоги дошкольного образова­тельного учреждения могут внести су­щественный вклад в накопление опыта обращения с потенциально опасными предметами, формирования у детей основ культуры безопасности. Необ­ходимыми для этого условиями явля­ются: мотивационная и методическая готовность воспитателей к такой ра­боте, активная поддержка со стороны членов семьи, совпадение позиций и единство требований в семье и дет­ском саду, тесное сотрудничество педа­гогов и родителей по передаче ребенку способов безопасного поведения.

В заключение хотелось бы дать ряд рекомендаций педагогам-прак­тикам по осуществлению педагоги­ческого процесса, направленного на формирование у детей основ культуры безопасности, представив их в форме азбуки [8].

 

 

Азбука формирования основ культуры безопасности культуры безопасности

 

Абсолютно невозможно ожидать от дошкольников, чтобы они сами на­ходили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать.

      Безопасность жизнедеятельно­сти дошкольников, ее обеспечение должно осуществляться в двух направ­лениях: устранение травмоопасных ситуаций и воспитание безопасного поведения.

      Всем известные сказки (большин­ство) содержат примеры нарушения героями правил безопасного поведе­ния. Используйте эту возможность, чтобы закрепить представления де­тей, побеседуйте, проиграйте ситуа­ции с ними. Можно переиначить сказ­ку так, чтобы герои воспользовались правилами безопасности.

      Говорить и играть на темы без­опасности с дошкольниками можно не более 20-25 минут.

Дидактические игры и пособия (специально подобранные) помогут детям закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах пре­досторожности и действиях в возмож­ных опасных ситуациях.

Ежедневные «минутки безопас­ности», включаемые в различные за­нятия и другие режимные процессы, помогают закреплять знания и умения личной безопасности у дошкольников.

Желательно использовать метод наглядного обучения, который эффек­тивен для закрепления у детей пред­ставлений о правилах безопасности и последствиях их нарушения.

Закрепляйте с детьми знание ими домашнего адреса, телефона, фамилии, имени и отчества родите­лей.

используйте примеры из личного опыта для иллюстрирования спосо­бов безопасного поведения.

Каламбуры, песни, стихи помо­гут расширить представления детей о безопасности.

Лучший урок безопасного поведе­ния — это пример окружающих ребен­ка взрослых.

Моделирование возможных опас­ных ситуаций на макете и в игровом уголке, а также имитация образцов по­ведения — необходимый метод осво­ения детьми правил безопасности.

На физкультурных занятиях учи­те детей правильно падать во избе­жание тяжелых травм.

Обучайте детей правильному об­ращению с бытовыми предметами в процессе освоения ими трудовой дея­тельности, обращайте особое внима­ние на меры предосторожности.

Поддерживайте в детях заинте­ресованность в процессе обучения, совмещая его с шутками и забавами.

Регулирование поведения до­школьников путем прямых запретов должно быть минимальным.

Сотрудничество с родителями воспитанников, помощь семье в вос­питании безопасного поведения ре­бенка должно проходить через актив­ные формы взаимодействия: тренин­ги, семинары, круглые столы, консуль­тации специалистов и индивидуально.

Тренинги (игровые) с телефоном в дошкольном учреждении и дома необходимы для усвоения номеров телефонов служб помощи и правил поведения в конкретных опасных си­туациях.

Учите детей убирать за собой свое рабочее место, игрушки. Порядок в доме и группе необходим не только для чистоты, но и для безопасности.

Физическая подготовка — один из факторов, влияющих на поведение человека в опасной ситуации. Поэтому одна из задач обучения безопасному поведению дошкольников — развивать у них силу, ловкость, выносливость.

Хранение предметов бытовой хи­мии, лекарств, спиртных напитков в недоступных для детей местах — осо­бое содержание работы педагогов с родителями.

Целесообразно обогащение пред­метно-игровой среды группы объек­тами, имитирующими потенциально опасные предметы, а также использование макета домашней обстановки (улицы, двора, леса и т.п.) для закрепления правил безопасности до­школьниками.

    «Что если...?» — вопросы такого типа позволяют, во-первых, выявить, как ребенок скорее всего поступит в той или иной ситуации, во-вторых обсудить ситуацию и скорректировать поведение детей.

Широко используйте произведения детской художественной литературы, в том числе и специальные, для иллюстрирования детям правил безопасности и последствий шалостей.

Щедрость (помощь) родите­лей- специалистов (врач, военный, пожарный, спасатель, полицейский, медсестра и т.д.) используйте для ознакомления дошкольников не только с профессиями, но и с правилами безопасности, службами помощи. При­глашайте их на встречи с детьми, помогая к ним подготовиться.

      Эффективен способ показа де­тям последствий неправильного по­ведения или обращения с кем-либо (животным, человеком), с каким-либо предметом (веществом и т.п.) с по­мощью иллюстраций, телевизионных передач (только детских) и учебных фильмов.

    «Юные медработники» — это направление в обучении элементар­ным приемам оказания первой по­мощи доступно детям уже среднего дошкольного возраста (промыть, приложить холод, сказать взрослым и т.п.). Желательно такие занятия проводить совместно с медицинской сестрой.

       Ясно, что для дошкольников нуж­но много раз повторять устную информацию и также многократно проводить с ними практические за­нятия по безопасности. Используйте для этого различные методы и при­емы, указанные выше.

 

 

 

Примерные вопросы диагностической беседы с детьми подготовительной к школе группы

 

Как ты думаешь, для чего при­думали правила безопасности на кухне, с бытовыми приборами, дома? А ты со­блюдаешь эти правила?

Можно ли подходить близко к плите, особенно если на ней варится суп или кипит чайник? Почему?

Где живет электрический ток? Когда он может быть опасным?

Что такое домашняя аптечка и для чего она нужна? Знаешь ли ты, где она находится у тебя дома?

Если я наберу по телефону но­мер 01, 02, 03, 04, то куда я попаду? В каких случаях это необходимо?

Почему при запахе газа в поме­щении нельзя включать электрический свет, чиркать спичкой, зажигалкой?

Какие правила обращения с ножницами, иголкой ты знаешь?

Что ты будешь делать, если уда­ришься, обожжешься, поранишься?

Где и как нужно хранить инстру­менты?

Как ты думаешь, играть, стоять на подоконнике, сидеть на балконе, све­сив ноги через перила опасно это или безопасно?

 

Безопасность на улице

 

1. Для чего предназначена улица?

2. На какие части делится улица?

3. Как называют людей, идущих по улице?

4. Как называется участок дороги для передвижения пешеходов?

5. Где люди могут переходить про­езжую часть?

6. Что означают цвета светофора?

7. Какие дорожные знаки ты зна­ешь? Что они обозначают?

8. Где можно и где нельзя играть, кататься на велосипеде, роликах, самокате?

9. Представь, что ты с родителями едешь на автобусе? Какие правила надо соблюдать в              общественном транспорте?

10. Ходил ли ты на речку (озеро летом? Зимой? Какие правила на воде ты знаешь?

 

Безопасность в общении с незнакомыми людьми

 

Можно ли детям открывать дверь посторонним, если никого взрослых нет дома?

Можно ли открывать входную дверь неизвестному милиционеру?

Кого ты называешь «близким «знакомым», «незнакомым» человеком?

Как ты думаешь, какую опасность для ребенка представляет незнакомый взрослый?

Как ты думаешь, как выглядит опасный человек?

Как ты думаешь, ласковый голос, привлекательная внешность, всегда, ли говорят о добрых намерениях незнакомого человека?

Какой номер телефона полиции: 01, 02,03, 04?

Что ты будешь делать, если и знакомый взрослый будет уговаривает тебя пойти с ним, чтобы поиграть в интересную игру?

Что ты будешь делать, если незнакомый человек остановит машину откроет дверь и подаст тебе красивую машину или куклу Барби?

Как ты думаешь, можно ли одному заходить в подъезд, лифт?

 

 

Безопасность в природе

 

Знакомы ли тебе правила гриб­ников и ягодников? Научи меня, как пра-иильно собирать грибы и ягоды.

Какие съедобные грибы ты зна­ешь?

Какие ядовитые грибы ты знаешь ?

Какие лесные ягоды ты знаешь?

     5. Как ты думаешь, можно ли тро­пи, и пробовать на вкус незнакомые травы и ягоды? Почему?

ты думаешь, можно ли со­бирать ягоды и грибы близко у дорог? Почему?

Можно ли гладить незнакомое животное? Почему?

Как ты думаешь, можно ли убе­гать от собаки? Почему?

Назови правила при походе в

лес?

     10.Как ты думаешь можно ли пить воду из реки, водоема, родника? Поче­му?